СПЕЦНАЗПРИМ > Физическая подготовка > Организация и методика проведения занятий по физической подготовке

Организация и методика проведения занятий по физической подготовке


20-01-2017, 12:55. Разместил: admin

Метод ‒ это путь к достижению цели. Правильно избранный метод обеспечивает быстрое и успешное разрешение поставленных задач. Поэтому он должен соответствовать целям и задачам.

 

Организация и методика проведения занятий по физической подготовкеОбучение разведчика следует рассматривать как процесс воспитания; боец в процессе обучения изучает и совершенствует приёмы и способы действий, тренируется в них, развивая при этом различные морально ‒ волевые и физические качества.

Обучение боевым приёмам и способам действий надлежит проводить в следующей последовательности.

Ознакомление с приёмом или способом:

Изучение приёма или способа:

Этой последовательности придерживаться как в отношении отдельных приёмов, так и в отношении нескольких способов действий, которые отрабатываются в данном занятии.

Комплексную тренировку в различных условиях местности проводить с разрешением небольших тактических задач, создавая обстановку, максимально приближенную к боевым разведывательным действиям.

При комплексной тренировке наряду с групповыми действиями широко практиковать индивидуальные действия бойцов по заданию командира.

В комплексной тренировке должно сочетаться несколько видов подготовки, построенных в тактически грамотной последовательности, как, например:

В комплексную тренировку должны вводиться такие приёмы и действия, выполнение которых требует от бойца коротких и частых предельных или длительных физических и волевых напряжений.

В методике обучения бойца боевым приёмам и способам следует использовать спортивные виды подготовки. Так, например, для тренировки бойца в ведении рукопашной схватки использовать приёмы борьбы, бокса, фехтования с, применением деревянных винтовок, палок и ножей с мягким наконечником и т. п.

Эти спортивные приёмы в ряде случаев являются основными или подготовительными средствами для выработки прочных навыков и качеств, необходимых бойцам при выполнении боевых действий.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

 

Специальные занятия по физической подготовке в действующих и резервных частях, а также в учебных разведывательных подразделениях проводятся согласно директивным указаниям для этих частей и подразделений и программам.

Командир части или разведывательного подразделения, сообразуясь с обстановкой, местными условиями, ближайшими и последующими задачами и, наконец, со степенью физической подготовленности личного состава, даёт конкретные указания по отдельным, видам подготовки, а также установки по физической подготовке в целом, исходя из плана боевой подготовки. Курсантам учебных разведывательных подразделений обязательно прививать на специальных занятиях (помимо освоения общей программы) инструкторские навыки по руководству отделением, группой.

Специальные занятия по физической подготовке проводить в повседневной форме; в действующих частях ‒ с положенным оружием и снаряжением, в резервных и учебных частях и подразделениях ‒ в первый период с учебным оружием, во второй период с боевым оружием и снаряжением.

Занятия с разведчиками по физической подготовке, как правило, проводить двухчасовые; в отдельных случаях, в зависимости от боевой обстановки, плана боевой учёбы, расквартирования и задач, занятия могут быть часовые, а при действиях на различной местности в отрыве от баз 3 ‒ 4 ‒ часовые.

Специальные занятия по физической подготовке проводить по плану. План занятий должен предусматривать правильный подбор упражнений и приёмов для разрешения поставленных задач, а также умелый подбор методов, методических приёмов и форм организации занятий.

 

Схема занятий

Каждое учебно ‒ тренировочное занятие по физической подготовке строить из трёх частей:

Первая часть ‒ подготовительная (от 15 до 30 мин.).

Задачи подготовительной части занятия:

Средства для разрешения задач подготовительной части занятия:

При необходимости более сильного воздействия на физическое развитие бойцов, более углубленной отработки отдельных качеств на подготовительную часть выделяется до 1 часа. Все специальные упражнения, включаемые в одно занятие, отбираются не более чем из трёх разделов; при этом из каждого раздела отбираются 2 ‒ 3 приёма.

Упражнения из индивидуальной или групповой зарядки проводятся тогда, когда надо разогреть бойца.

Тренируя бойцов в специальных упражнениях, командир должен помнить, что упражнение нужно не изучать, а выполнять и путём многократного и разнообразного повторения его добиваться развития того или иного определённого качества и совершенствования навыка.

Вторая часть ‒ основная (от 30 до 80 мин.).

Задачи основной части занятия:

Средства для разрешения задач основной части занятия:

В основной части на первых занятиях больше времени уделять обучению бойца основным боевым приёмам и способам, вначале давая более простые по технике выполнения приемы и способы, а затем переходить к сложным.

 

В начальном периоде тренировки бойца давать больше коротких сильных напряжений, а затем, когда боец получит некоторую подготовку, вводить сильные и длительные предельные напряжения, вырабатывая разностороннюю боевую выносливость.

 

В основной части занятия чередовать разные виды подготовки, давая бойцу различные напряжения, т. е. ходьбу, бег, переползание, прыжки, где напряжение ложится главным образом на ноги, чередовать с метанием, лазанием, влезанием, где напряжение преимущественно ложится на руки. В приёмах рукопашного боя чередовать наступательные действия с защитными (в защитных действиях общая нагрузка всегда меньше).; чередовать исполнение быстрых приёмов и способов действий со спокойными и малоподвижными. В ненастную погоду, тренировать бойцов в умелом использовании неблагоприятных условий.

Третья часть ‒ заключительная (5 ‒ 10 мин.).

 

Задачи заключительной части занятия.

Снизить физическую нагрузку бойцов, подвести итоги занятия и закончить их чётким построением или действием.

Содержание заключительной части занятия:

Формы занятий

В действующих частях и разведывательных подразделениях план отдельных занятий может меняться в зависимости от времени, отведённого на специальные занятия по физической подготовке, от условий проведения занятия и, наконец, от задач, стоящих перед подразделением. Если на занятия отводится небольшое количество часов, то подготовительной части уделять 5 ‒ 10 мин., отводя больше времени на основную часть.

 

Из материала основной части отрабатывать необходимые для боевых действий приёмы и способы. Если на занятия отводится достаточное количество времени, но обстановка не позволяет проводить их на местности, то проводить занятия в помещении или земляном сооружении и заниматься преимущественно специальными упражнениями, а также приёмами, которыми можно пользоваться в землянках (действия ножом, связывание пленного, бои на палках с мягким наконечникоми т. п.).

Организовывать и проводить занятия по физической подготовке можно в трёх основных формах: одновременной, сменной и поочерёдной.

Каждое занятие должно проводиться по предварительно составленному плану. В плане кратко указывается: цель занятия, форма одежды, содержание материала и ориентировочно ‒ время; в примечании даются организационные и методические указания. Перед занятиями командир обязан своевременно познакомить командиров отделений или старших групп с планом занятий и, если нужно, провести инструктаж, а также проверить оборудование места для занятий а инвентарь.

 

Примерный план второго занятия по физической подготовке 10.6.44 ‒ 2 часа (одновременная форма занятия)

 

Физическая подготовка

Подразделение командира Петрова

Цель:

Форма одежды:

Повседневная, у каждого бойца учебная винтовка без штыка и две учебные гранаты. Для занятий необходимо 8 ‒ 12 вязанок хвороста, 2 указки. Примерный план шестого занятия по физической подготовке 22.6.44 ‒ 2 часа (сменная форма занятия)

 

Физическая подготовка

Подразделение командира Иванова

Цель:

Форма одежды:

Повседневная, у каждого бойца автомат или винтовка без штыка и вещевой мешок. Для занятий необходимо: 4 ‒ 6 тренировочных палок с шарами, 6 ‒ 8 кусков верёвок, 30 ‒ 60 учебных гранат,10 чучел. В действующих частях план занятия составлять коротко, перечисляя основные вопросы.

Пример краткого плана занятия No 6

 

Физическая подготовка

Цель:

I часть ‒ 25 мин.

II часть ‒ 70 мин. (по 20 мин. смена и 10 мин. соревнование)

III часть ‒ 5 мин.

Для занятий необходимо: 5 палок с шарами, 6 кусков верёвок и 20 учебных гранат и 10 чучел.

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ

 

Практика Отечественной войны подтверждает, что перед выступлением для выполнения боевой задачи, если позволяет время, следует проводить тренировочные занятия на воспроизведенном объекте разведки.

 

Опыт войны показал, что успех выполнения разведывательной задачи во многом зависит от того, насколько организованно и тщательно проведена подготовка к выполнению задания, и специальная тренировка бойцов ‒ разведчиков. В этой подготовке большое место занимает физическая тренировка, направленная на совершенствование качеств разведчика и боевых физических навыков, необходимых ему при выполнении данного разведывательного задания.

 

Предварительная тренировка разведчиков в выполнении боевого задания чаще всего проводится перед организацией засад, поисков и налётов. На тренировку выделяется от 1 до 6 дней в зависимости от сложности задания.

 

В соответствии с поставленной боевой задачей и с характером объекта разведки, в тылу своих войск или в удалении от действующих частей специально оборудуется участок местности, сходный с тем, на котором разведчикам придётся действовать.

В некоторых случаях строятся специальные городки, устанавливаются необходимые препятствия и сооружения по типу неприятельских.

 

Во время тренировки на воспроизведённом объекте разведки нужно принимать должные меры маскировки, скрытности действийи охранения.

 

Особенности организации и методики, проведения физической тренировки при подготовке к разведывательным заданиям следующие:

Занятия проводятся методом боевых действий, т. е. в таком плане, в каком предположительно будет проведено разведывательное задание; разведчики действуют одиночно, парами или группами. Длительность отдельного занятия в зависимости от характера задания может быть от 1 до 6 часов с небольшими перерывами; при этом каждый час занятий должен обязательно включать в себя сводные тренировки по выполнению отработанной части задания или задания в целом.

 

После отработки основного задания, когда бойцы хорошо натренированы, знакомить их с возможными вариантами боевых действий, близкими к основному заданию, но усложняющими обстановку.

3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЛЕВЫХ И ДРУГИХ ЗАНЯТИЙ

 

Практические навыки, приобретённые бойцами на специальных занятиях по физической подготовке, должны широко применяться и совершенствоваться ими на полевых занятиях по огневой и тактической подготовке, а также на малоподвижных занятиях.

Правильное использование методов физической тренировки при следовании на занятия, при проведении полевых занятий и возвращении с них, равно как использование полевых занятий в целях физической тренировки, будет в большой мере содействовать развитию необходимой разносторонней выносливости, подвижности и закаливанию как отдельного разведчика, так и подразделения в целом.

 

Для физической тренировки разведчика в процессе полевых занятий в соответствии с темой используются приёмы, отработанные на занятиях по физической подготовке, и приёмы боевой подготовки (как самоокапывание, наблюдение, устранение искусственных препятствий, маскировка и различные виды тактических действий на местности).

 

Основные формы тренировки

Попутная тренировка проводится при всех выходах на занятия и возвращении с них путём:

Проводя попутную физическую тренировку бойцов, нужно учитывать характер предстоящих или прошедших занятий и в зависимости от этого вводить различные по характеру и содержанию физические и волевые напряжения: длительные и скоростные, на внимание или на запоминание и т.д.

 

Тренировка во время занятий огневой подготовкой осуществляется в промежутках между стрельбами и одновременно с проведением стрельб с бойцами, свободными от стрельбы. При этом разведчики тренируются в выполнении отдельных приёмов и способов ведения огня.

 

Из отдельных приёмов и способов для тренировки выбираются следующие:

Из комплексных действий для тренировки выбираются:

Тренировка во время тактических занятий проводится на различной местности при выполнении разных заданий (поиска, засады, разведки боем, налёта и т. п.). На этих занятиях широкое применение должны найти различные способы передвижений, преодоления препятствий, водных преград, маскировка, элементы огневой подготовки с применением приёмов рукопашного боя и т. д. Одновременно с разрешением тактических задач офицер ‒ разведчик должен обращать внимание на правильное применение отдельных приёмов и на развитие морально ‒ волевых и физических качеств бойца, особенно при сильных напряжениях, где не допускать проявления недисциплинированности, слабоволия и трусости.

 

В процессе подготовки бойца на полевых занятиях нужно добиться, чтобы любое задание или приказание, связанное с передвижением, выполнялось быстро, скрытно и бесшумно. Живость, мобильность, постоянная настороженность и готовность к немедленному действию должны стать обязательными чертами характера разведчика.

 

На малоподвижных занятиях применять упражнения для развития быстроты, скорости действий, ловкости и расторопности или вводить упражнения для групповой зарядки. Подобные упражнения проводить как в начале, так и в конце определённого часа занятий, затрачивая на них не более 1 ‒ 3, максимум 5 минут.

 

Эти упражнения, так же как внезапные задания и вводные, проводимые в бодром темпе, оживляют бойца, способствуют повышению его внимания и улучшению работоспособности.

4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Массовые спортивные мероприятия ‒ занятия в секциях, состязания, показательные выступления, игры и аттракционы ‒ проводятся в общей системе культурно ‒ массовой работы по плану клуба части.

 

При клубе части организуется спортивный комитет, который возглавляет офицер, ответственный за физическую подготовку. В спортивный комитет входят спортивные организаторы от подразделений, руководители секций или представители от них и врач. Спортивный комитет планирует, организует и руководит всей спортивно ‒ массовой работой части; в подразделениях спортивной работой руководят спортивные организаторы и назначенные руководители занятий. Спортивные занятия и массовые мероприятия концентрируются главным образом в роте; руководителями являются сержанты, офицеры и бойцы, лучшие спортсмены по отдельным видам спорта и игр.

 

Секционные занятия проводятся систематически по утверждённому плану в виде тренировочных часовых или двух часовых занятий по отдельным видам спорта и игр.

 

Занятия секций по различным видам спорта должны быть массовыми, доступными каждому бойцу; проводить их можно при минимальном оборудовании; бойцу следует представлять возможность заниматься тем видом спорта, который ему наиболее интересен. На секционных занятиях воспитывается помощники инструкторов и судейский состав.

 

Состязания как метод воспитания должны широко применяться на тренировочных занятиях в ферме массовых соревнований всех занимающихся по простейшим видам физических упражнений и в виде плановых состязаний (индивидуальных и командных) для выявления лучших команд и бойцов ‒ спортсменов.

 

Состязания по отдельным видам спорта и игр могут проводиться личные и командные:

Состязания в более широких масштабах проводятся по указаниям вышестоящего командования. Личные состязания по отдельным видам спорта или командные состязания по нескольким видам спорта должны проводиться по разработанному краткому положению, утверждённому командиром подразделения или части, и по правилам, утверждённым Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта при СНК СССР.

 

Все плановые состязания проводить организованно на своевременно оборудованных и подготовленных местах (на площадке, в поле, лесу, помещении, земляном сооружении и т. п.), оформленных лозунгами, флагами и т. д., привлекая возможно большее количество участников и зрителей.

 

Лучших участников и победителей состязаний отмечать в торжественной обстановке.


Вернуться назад