СПЕЦНАЗПРИМ > Программа ШКОЛА ПОДГОТОВКИ РАЗВЕДЧИКОВ
Приморская Региональная Детско-юношеская Общественная Военно-патриотическая Организация "Спецназ"


УТВЕРЖДЕНО
На заседании Правления 
ПРДЮОВПО "Спецназ" 
Председатель правления
_______________ А.Н. Обовской
Протокол № 4 от 19 марта 2014 г.


КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
«ШКОЛА ПОДГОТОВКИ РАЗВЕДЧИКОВ»
ориентируемая на службу в разведывательных подразделениях
специального назначения

(в редакции от 30 января 2015 г. Приказ ПРДЮОВПО "Спецназ" № 8)


Учить тому, что необходимо на войне!
А.В. Суворов.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В современное время, когда у границ России стоят войска НАТО, когда нацизм официально признан в братской Украине и когда активизировалась террористическая организация ИГИЛ, в том числе на Дальнем востоке (в качестве вербовщиков молодежи в свои ряды), патриотическое, а особенно военно-патриотическое воспитание российских граждан приобретает особую актуальность и значимость.

Нужно заметить, что руководители нашей страны, в том числе Президент Владимир Владимирович Путин, многократно определяют не только патриотическое воспитание молодежи, но и их профессиональную ориентацию в военной сфере. Учитывая, что современная армия шагнула далеко по направлению ведения боевых действий, то и соответственно подготовка граждан к военной службе должна быть более профессиональная. 

Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и соответственно принципиально иные качественные параметры. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Данная ситуация ещё усложняется тем, что постепенный переход Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактный способ службы и в связи с этим сокращение срока службы по призыву, ставят перед обществом, в том числе и системой образования более сложные задачи по военно-патриотическому воспитанию и допризывной подготовки молодежи. Создание для граждан допризывных возрастов, условий для осознанного выбора профессии защитника Отечества.

Проведенный анализ процесса подготовки граждан к военной службе показывает, что основными его элементами являются изучение в рамках общеобразовательной программы средней школы основ военной службы курса ОБЖ и организация военно-патриотического воспитания данной категории граждан.

На практике процесс изучения основ военной службы осуществляется недостаточно эффективно и требует совершенствования.

Это обусловлено следующими факторами:
• существующая в образовательных учреждениях специализированная учебно-материальная база не отвечает требованиям, предъявляемым к уровню подготовки допризывной молодежи в условиях одного года службы и тем более для профессиональной ориентации;
• недостаточные объёмы учебной нагрузки в рамках программы средней общеобразовательной школы по основам военной службы курса ОБЖ (1 час в неделю, вместо 4 - 9 часов);
• отсутствие достаточной квалификации преподавателей ОБЖ в области начальной военной подготовки (преподаватели женского пола или преподаватели, которые по тем или иным причинам, не прошли службу в Вооруженных Силах); 
• недостаточно эффективен механизм контроля за результатами подготовки допризывной молодежи заинтересованными министерствами и ведомствами.

В связи с этим, особое внимание необходимо уделять мероприятиям военно-патриотического воспитания, которые призваны обеспечить процесс подготовки граждан на всех его этапах через консолидацию молодежи различных возрастов и формирование положительной мотивации к защите Отечества и военной службе. В реальной практике они носят эпизодический и несистемный характер.

Отсюда следует, что развитие новых методов военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, становится настоятельной необходимостью. Важнейшим направлением такого развития становится поддержка его инновационного характера. Одним из таких инновационных проектов является Комплексная программа военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе "Школа подготовки разведчиков" ориентируемая на службу в разведывательных подразделениях специального назначения. 

Программа разработана Приморской Региональной Детско-юношеской Общественной Военно-патриотической Организации "Спецназ" при содействии членов Арсеньевского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Комплексная программа военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе "Школа подготовки разведчиков" (далее – Программа) определяет цели, задачи и основные направления деятельности ПРДЮОВПО "Спецназ" в области гражданско-патриотического воспитания и подготовки граждан допризывных возрастов (далее - граждане) к военной службе.

Также Программа определяет:
• базовые положения системы подготовки граждан к военной службе,
ориентируемых на службу в составе разведывательных подразделений специального назначения; 
• систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и
морально-психологической подготовленности граждан, подлежащих призыву на военную службу;
• осуществление военно-патриотического воспитания граждан; 
• повышение качества подготовки граждан по основам военной службы и создание условий для осознанного выбора будущей военной профессии, независимо от вида ВС и рода войск, вплоть до разведывательных подразделений специального назначения; 
• восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта,
признанных в установленном порядке в Российской Федерации, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе.

1.2. Необходимость создания данной Программы обусловлена следующими факторами:
• потребностью Вооруженных Сил Российской Федерации и других воинских 
формирований в призыве на военную службу граждан, имеющих знания, навыки и умения необходимые для успешной службы в частях и подразделениях Сил специальных операций (ССО), включая, части и подразделения Воздушно-десантных войск, Военно-Морского Флота, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений специального назначения, где к военнослужащим предъявляются повышенные требования;
• потребностью в призыве на военную службу граждан обладающих высоким
уровнем адаптивности к морально-психологическим и физическим нагрузкам, особенно в первые месяцы военной службы;
• отсутствием в системе образования эффективной системы подготовки граждан к 
военной службе, способной в короткие сроки перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми требованиями и потребностями Вооруженных Сил Российской Федерации.

1.3. При создании Программы учитываются на всех этапах и уровнях: 
• особенности и реальные возможности (в том числе территориальные) Приморского края; 
• интерес молодого поколения к военно-прикладным и экстремальным видам спорта;
• желание молодёжи служить в элитных подразделениях ВС, включая, части и подразделения Воздушно-десантных войск, морской пехоты, разведывательных подразделений специального назначения, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, целью разработки данной Программы является определение и обоснование основ функционирования ПРДЮОВПО "Спецназ", как постоянно действующего координационного центра по подготовке граждан к военной службе, ориентируемых на службу в составе разведывательных подразделений Сил специальных операций (ССО) Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимодействующего с организациями военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите Отечества и военной службе (далее - Центр).

Подростки, проходящие обучение в ПРДЮОВПО "Спецназ", именуются курсантами.

Комплексная программа "Школа подготовки разведчиков" разработана в соответствии с Федеральными законами "О воинской обязанности и военной службе"; "Об образовании"; "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; приказов: МО № 202 от 03. 05. 2001 г. "Об утверждении инструкции "О подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования""; МО № 745 от 15.10.2014 г. «Об утверждении Порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации»; МО №203 и Министерства образования РФ № 1936 от 03. 05. 2001 г. "Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы" и на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", а также иными правовыми актами Российской Федерации.

1.4. Программа основывается на следующих принципах:

Целесообразность – широкий диапазон изучаемых дисциплин. Осваивая разноплановые предметы, курсанты приобретают и совершенствуют знания, навыки и умения, необходимые в будущей армейской жизни, развиваются физически и интеллектуально. 

Системность – целостная система подготовки граждан к военной службе , направленная на физическую, нравственную и морально-психологическую подготовку граждан, на формирование внутренней готовности к наиболее потенциально опасным видам деятельности, в том числе к службе в ВС, а также специальную подготовку по военно-учетным специальностям, независимо от вида ВС и рода войск, вплоть до разведывательных подразделений специального назначения. 
При этом предусматривается создание для каждого гражданина, прошедшего подготовку в Центре и подлежащего призыву на военную службу, персонального учётного документа, где отражается реальный уровень его готовности к военной службе в соответствии с нормативами предъявляемыми к гражданам призывного возраста.

Оптимальность– многовариантная проработка идей и предложений по формированию учебно-воспитательного процесса в рамках Программы и выбор наиболее приемлемых вариантов для конкретных условий.

Концентрация на приоритетах – определение наиболее значимых и перспективных направлений деятельности ПРДЮОВПО «Спецназ» в рамках Программы и мобилизация всех ресурсов Организации, на их реализацию.

Массовость – Программа охватывает молодежь, начиная с младшего школьного возраста (физическое развитие и военно-патриотическое воспитание с девятилетнего возраста).

Взаимосвязь и взаимодействие – согласованность и координация деятельности в рамках Программы с Всероссийской общественной организацией "Боевое братство", Военным комиссариатом Приморского края, воинскими частями, и другими заинтересованными организациями.

Оперативность – Программа включает в себя, своевременное реагирование на современные тенденции в подготовке граждан к военной службе и оценка потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских организаций.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ 

Основной целью Программы является реализация основных направлений патриотического воспитания по развитию мотивации граждан допризывных возрастов к защите Отечества и формирование комплекса начальных навыков военной подготовки, необходимых для успешной службы в частях и подразделениях Сил специальных операций (ССО) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основные задачи Программы:
• обеспечение необходимых условий для формирования у детей и молодежи внутренней готовности к защите Отечества и военной службе;
• повышение адаптивной устойчивости курсантов к морально-психологическим и физическим нагрузкам;
• развитие у курсантов первичных навыков и умений военных специальностей, востребованные в Вооружённых Силах Российской Федерации, независимо от рода войск, вплоть до разведывательных подразделений специального назначения; 
• формирование навыков работы в коллективе, умения принимать решения и нести ответственность как индивидуальную, так и коллективную;
• развитие гражданско-патриотических качеств у молодежи допризывного возраста.

Специфической задачей Программы является подготовка граждан, прошедших полный курс обучения Программы и признанных пригодными для воинской службы, ориентированных для службы в составе Сил специальных операций (ССО), а также способных тактически грамотно действовать в любой среде (природная среда, социальная среда – город) и экстремальной ситуации (зона боевых действий).

Учебная методика, в рамках Программы, включает в себя спортивный элемент (физическая подготовка, рукопашный бой и туристическая подготовка), военную подготовку, основанную на опыте боевых действий разведподразделений специального назначения ВС РФ, и патриотическое воспитание. Всё это указывает на полноценный подход к вопросам воспитания подрастающего поколения и подготовки его к общественному служению.

Основным содержанием Программы является осуществление подготовки граждан к военной службе, включающей:
• получение начальных знаний в области обороны;
• подготовку по основам военной службы, ориентируемой на службу в составе разведывательных подразделений специального назначения;
• военно-патриотическое воспитание;
• формирование физической и морально-психологической готовности к военной службе;
• организацию и проведение в рамках Программы занятий по военно-прикладным видам спорта.

Таким образом, Программа включает в себя следующие основные направления деятельности:
• учебно-воспитательная деятельность в рамках подготовки граждан к военной службе, ориентируемых на службу в составе разведывательных подразделений специального назначения; 
• формирование представлений о службе в воздушно-десантных войсках и войсках специального назначения РФ;
• обучение основам выживания в экстремальных условиях, независимо от времени года, суток и географических координат; 
• обучение военной топографии и туристическая подготовка; 
• обучение навыкам оказания первой медицинской помощи при травмах, ранениях, случаях обморожения и т.д.;
• обучение в области военной истории России, Уставов Вооруженных Сил, защиты от оружия массового поражения, строевой, огневой, воздушно-десантной (парашютной), тактической и других видов военной подготовки; 
• обучение приемам армейского рукопашного боя и другим видам специальной физической подготовки (плавание, горно-альпинистская подготовка, лыжная подготовка, акробатика);
• проведение военно-спортивных соревнований, сборов, игр, походов, экскурсий, показательных выступлений и военно-тактических реконструкций; 
• организация работы военно-спортивных, военно-полевых и оздоровительных лагерей для допризывной молодежи;
• организация и проведение военно-патриотической и спортивно-массовой работы, воспитание детей в духе патриотизма, воспитание чувства гордости за свою страну;
• развитие инициативы и самостоятельности, сознательной дисциплины, товарищества и дружбы, воспитание коллективизма, воли, смелости, находчивости и выносливости.

3. НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Достижение цели и выполнение задач Программы, ее реализация планируется по ряду взаимосвязанных направлений, каждое из которых включает определенный перечень целенаправленных мер и мероприятий.

3.1. Памятные дни, даты, исторические события - активное участие детей и молодежи в социально значимых мероприятиях, приобщение их к истории России через личное участие в торжественных мероприятиях, включая показательные выступления. Воспитание у подрастающего поколения гордости за сопричастность к деяниям предков, защитивших свободу и независимость Родины. 
Включает: организацию и проведение мероприятий памятных дней и дат отечественной истории, особенно Великой Отечественной войны, ее героев, встречи с ветеранами ВОВ и послевоенных вооруженных конфликтов, Дней воинской Славы, уроков Мужества и других, направленных на формирование у современной молодежи исторической преемственности и готовности продолжить лучшие традиции армии и флота. 

3.2. Системные и долговременные (программно-целевые) мероприятия – создание и обеспечение постоянного функционирования специализированного учебно-воспитательного комплекса по подготовке граждан к военной службе, ориентируемых на службу в составе разведывательных подразделений специального назначения Российской Федерации. Организация и проведение на его основе многоплановой учебно-тренировочной и военно-патриотической работы с различными категориями детей и молодежи с использованием всего многообразия форм, средств, новых технологий в зависимости от реальных возможностей и конкретных условий, осуществления активного взаимодействия с соответствующими органами власти, государственными, муниципальными и общественными организациями, коммерческими структурами с целью задействования их ресурсов в интересах повышения эффективности военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки граждан. 
Включает: разработку и реализацию краевых и местных подпрограмм военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе на основе Программы, всестороннее обеспечение военно-патриотической работы: информационное, методическое, правовое, кадровое, материально-техническое, финансовое и др., развертывание сети военно-патриотических (военно-спортивных) клубов, центров на территории Приморского края, организацию и проведение долговременных системных мероприятий регионального масштаба (таких как оборонно-спортивный лагерь, военно-полевые сборы, конкурсы, курсы выживания, военно-спортивные игры, соревнования и др.) с охватом значительной части граждан, особенно молодежи допризывных возрастов.

3.3. Анализ опыта и методическое обеспечение - разработка специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической работы и подготовки граждан к военной службе в различных формах, использование всего многообразия методов и средств с учетом особенностей той или иной категории граждан, специфики региона и этапов этой деятельности, обобщение передового опыта ПРДЮОВПО "Спецназ", информирование о новациях методистов и специалистов военно-патриотической работы с молодежью.
Включает: регулярные опубликования учебно-методического материала на сайтах ПРДЮОВПО "Спецназ" и других Интернет-ресурсах, раскрывающий передовой отечественный опыт, вопросы организации и проведения военно-патриотической работы в области подготовки граждан к военной службе, а так же конкретные рекомендации по практической реализации основных направлений с различными категориями граждан, особенно детьми и молодежью.

3.4. Массовые акции, конкурсы, соревнования, слёты – начинания и инициативы, осуществляемые структурными подразделениями ПРДЮОВПО "Спецназ" при поддержке взаимодействующих с ними муниципальных органов и общественных объединений ориентируются на создание условий для самореализации граждан, особенно детей и молодежи, с учетом их особенностей и интересов.
Включает: различные слеты, в том числе военно-патриотических объединений (клубов), проведение акций посвященных Дню Великой Победы, Дню защитника Отечества, Дню вывода войск из Афганистана и т.п., выставок и экскурсий, имеющих познавательное и воспитательное значение, организацию и проведение военно-патриотических конкурсов, - участие в которых призвано максимально раскрыть возможности и способности молодежи, особенно в инновационных направлениях военно-патриотического воспитания, которые способствуют повышению авторитетности здорового образа жизни, привлечения подростков и молодёжь к активным занятиям физической культурой и спортом, а также формированию мотивации защитника Отечества. 

4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. В целях обеспечения целенаправленного воздействия на процесс воспитания, систему пропаганды патриотизма и подготовки граждан (далее курсанты) к военной службе, а также в целях координации деятельности всех структур ПРДЮОВПО "Спецназ" по реализации основных направлений Программы, создан Штаб по подготовке граждан к военной службе. 
В состав Штаба по подготовке граждан к военной службе входят:
1. Председатель правления - руководитель Программы;
2. Начальник штаба подготовки граждан к военной службе; 
3. Заместитель председателя правления по военно-спортивной работе;
4. Заместитель председателя правления по военно-патриотической работе;
5. Начальник военно-полевого лагеря;
6. Руководители структурных подразделений;
7. Инструктора по профилирующим видам спорта.

4.2. Информация о ходе реализации Программы, результатах и основных направлениях деятельности структурных подразделений ПРДЮОВПО "Спецназ", участвующих в Программе, ежеквартально представляется на заседаниях Штаба по подготовке граждан к военной службе.

4.3. Большое воздействие на качественное формирование патриотических чувств у будущих защитников Отечества, оказывают занятия по основам военной службы в условиях военно-полевых сборов, военно-спортивных тактических игр и соревнований, курсов выживания и других мероприятий, имеющие непосредственное отношение к воинской деятельности. Благодаря этому юноши приобретают знания, навыки, умения и качества, необходимые для военной службы.

4.4. В зависимости от основного содержания Программы, направленности и других параметров выделяются следующие основные этапы патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе.

Первый этап обучения "Новобранец"(начальный) период 3 месяца - ознакомление с понятиями Воин-разведчик, закладка основ патриота своей Родины, базовых элементов для усвоения практических дисциплин, развитие мотивации заниматься по данной Программе. Курсанты получают представление о военной службе, традициях, истории ВС России. Изучают основы безопасности военной службы, устройство и правила обращения со стрелковым оружием, основы тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения. Приобщение к здоровому образу жизни, освоение правил поведения в экстремальных ситуациях, воспитание чувства ответственности за личную безопасность

Второй этап обучения "Учебка" (профильный) период 6 - 9 месяцев - является периодом, когда гражданин получает более углубленное представление о военной службе в условиях максимально приближенных к образу жизни армейских разведподразделений. В этот период в сознание подростка закладывается понятие "духа Воина”; формируются общие знания и навыки необходимые для службы в частях и подразделениях Сил специальных операций (ССО), включая, части и подразделения Воздушно-десантных войск, Военно-Морского Флота, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений специального назначения; закладываются основы выживания в экстремальной ситуации; проводится пропаганда здорового, полноценного образа жизни и популяризация различных видов спортивной и военно-спортивной деятельности. Второй этап обучения также выявляет граждан, способных к достижению спортивных результатов в различных видах спорта, в том числе военно-прикладных. 

Третий этап обучения "Спецназ" (практико-ориентированный) период 18 - 24 месяца - дает более углубленные знания и формирует специфические качества и навыки, необходимые для службы в армии в частях и подразделениях Сил специальных операций (ССО), включая, части и подразделения Воздушно-десантных войск, Военно-Морского Флота, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений специального назначения. Третий этап характеризуется практической работой воспитанников Программы в таких мероприятиях как показательные выступления, военно-полевые тактические игры, военно-спортивные соревнования, учебно-тактические выходы (1-, 2-, 3-дневные), учебные поисково-спасательные мероприятия и т.п. Также, при помощи психологов, проводится психологическое тестирование на предмет выявления личностных качеств курсантов, склонных к неадекватным, агрессивным действиям.

Четвертый этап обучения "Школа младших командиров" (специальный) период 7 - 9 месяцев: кандидаты отбираются только из числа наиболее подготовленных, обладающих лидерскими (командирскими) качествами курсантов, освоившие предшествующий курс 1-го, 2-го и 3-го этапа обучения, успешно сдавшие контрольные тесты (зачёты), а также достойные по морально-психологическим показателям (дисциплинированность, исполнительность, ответственность, целеустремленность, трудолюбие, способность к самообразованию, чувство товарищества, взаимоотношение в коллективе). Курсанты на данном этапе проходят обучение по программе подготовки "Младших командиров” получая специальные (командные) знания и навыки, в соответствии с требованиями предъявляемые к сержантскому составу Вооружённых Сил России. Данный этап характеризуется подготовкой к поступлению в Высшие военные учебные заведения и формированию инструкторского состава ПРДЮОВПО «Спецназ» с последующим трудоустройством в структурных подразделений Центра. Остальная часть курсантов совершенствует ранее полученные навыки. 

4.5. По каждому разделу Программы, проводится контрольное тестирование (зачет). Обязательным элементом проверки подготовленности курсантов является прохождение специализированной контрольно-штурмовой полосы "Тропа разведчика". Курсанты обучающиеся по программе "Спецназ" должны не менее 2 раз в год сдавать зачеты по физической, тактической, огневой подготовке и рукопашному бою. Проходить не менее 4 раз в год курсы повышения квалификации (курсы выживания в различных климатических условиях). Кандидаты на подготовку по программе "Школа младших командиров” проходят строгий отбор.

4.6. Комплексный характер Программы предполагает необходимость дифференциации ожидаемых результатов по каждому разделу, дисциплине, мероприятию Программы. Знания и умения, а также взаимоотношение между курсантами, проверяются во время военно-полевых сборов, соревнований, играх, показательных выступлениях. Все результаты обучающихся заносятся в «Личную книжку курсанта», что позволяет отслеживать результативность обучения и реальный уровень подготовленности к военной службе.

Дополнительная проверка результативности обучения осуществляется через участие курсантов в военно-спортивных мероприятиях и соревнованиях проводимых другими учреждениями и военно-патриотическими объединениями, а также проводимых Организацией.

4.7. Программа «Школа подготовки разведчиков» рассчитана для молодёжи в возрасте от 14 лет и до призыва в армию (допускается по отдельным программам с 11 лет). Программная нагрузка составляет:

1. Программа "Новобранец" срок реализации 3 месяца, 54 уч.часов + обязательное прохождение 5-дневных военно-полевых сборов (35 часов), или двое 5-дневных военно-полевых сборов (70 часов) + 1 курсы выживания (18 часов). Допустимый возраст от 11 до 18 лет. 

2. Программа "Учебка" срок реализации 6 - 9 месяцев, 180 уч.часов + трое 5-дневных военно-полевых сборов (105 часов) или 3 смены по 7 дней летних военно-полевых сборов, + двое 5-дневных военно-полевых сборов (70 часов) + 4 курсов выживания в различных климатических условиях (72 часа). Допустимый возраст 14 лет и до призыва в армию.

3. Программа "Спецназ" срок реализации 1.5 - 2 года, 720 уч.часов + 12 смен военно-полевых сборов (420 часов) и 6 курсов повышения квалификации (108 часов) или 16 смен военно-полевых сборов (560 часов), 8 курсов повышения квалификации (144 часов) и 6 курсов выживания в различных климатических условиях - зима, лето, осенне-весенний период (108 часов), а также участие в военно-спортивных мероприятиях, тактических сценарных играх, соревнованиях (450 часов). Возраст не менее 16 лет.

4. Программа "Школа младших командиров" срок реализации 7 - 9 месяцев, 280 уч.часов + 5-дневные курсы младших командиров (30 часов) и 3 смены (практики) военно-полевых сборов (105 часов) или 7 курсов младших командиров (210 часов) + 3 смены (учебных) военно-полевых сборов (105 часов) и 3 смены (практики) военно-полевых сборов (105 часов). Возраст не менее 17 лет.

Содержание Программы учитывает специфику состава курсантов (количество, уровень предшествующей подготовки, возрастной и половой состав и т.п.). В содержании Программы показаны типичные для профильного обучения виды деятельности (профессионально ориентированные на службу в разведподразделениях СпН) и различные виды работ (теоретические и практические занятия).

4.8. Программой предусматривается реализация отдельных независимых программ (в рамках комплексной программы) в любом возрасте предшествующим призыву в армию. Независимо от возраста курсант приступает к освоению следующей программы, только после освоения предыдущей (выполнение нормативов согласно возрастных критериев).

4.9. Занятия проводятся по учебным группам. Группы формируются по 12 - 15 человек, которые в своё время делятся на подгруппы по 4 - 5 человек. Состав групп определяется уровнем физической подготовленности, состоянием здоровья и возрастом участников. Уровень физической подготовки выявляется на тестировании при записи, а состояние здоровья – при прохождении медицинского обследования в физкультурном диспансере.

Для занятий по другим предметам курсанты сводятся в учебные группы переменного состава. Таким образом, достигается наиболее полное их участие в Программе, гибкое использование материально-технической базы Организации и его помещений. 

4.10. Программа может моделироваться и взаимодействовать с другими программами, проектами по формированию здорового образа жизни, профилактики наркозависимости, по патриотическому воспитанию и развитию молодежи и иных возрастных групп населения. В процессе реализации Программы могут привлекаться специалисты тех направлений рода деятельности, которые указаны в разделах данной Программы.

4.11. Программой предусмотрен охват учащейся молодежи по армейскому принципу: школа – взвод (12 – 15 чел.); город, район – рота (60 – 100 чел.); край – батальон (400 – 600 чел.). Данный подход позволяет объединить, как индивидуальных членов, так и детско-юношеские объединения не зависимо от их форм собственности и видов деятельности (спортивные, военно-патриотические, туристические и т.п.). 

4.12. В результате обучения курсанты будут способны, на основе полученных знаний и навыков, успешно проходить воинскую службу в рядах ВС и подразделений МВД России. Курсанты, успешно прошедшие подготовку по комплексной программе, будут адаптированы к физическим нагрузкам с высокой степенью интенсивности. Помимо индивидуальных навыков, будут иметь четкое представление о командной слаженности и способны осуществлять взаимодействие в составе любой тактической группы. Будут способны адекватно реагировать на команды командира и самостоятельно принимать решение в сложной обстановке.

5. ОЖИДАЕМЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОЦЕНКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Положительными социальными эффектами от реализации Программы «Школа подготовки разведчиков» являются следующие:

5.1. Военно-патриотическое воспитание молодёжи и формирование здорового образа жизни.
Реализация Программы способствует формированию у подростков и молодежи чувства принадлежности к элитным спецподразделениям России и соответственно желание служить в армейских спецподразделениях и других силовых структурах, а также формируются положительные личностные установки, направленные на здоровый образ жизни, в том числе на противостояние употребления наркотиков. Реализация Программы в полном объеме, также будет способствовать еще и воспитанию любви к малой родине и окружающей природе.

5.2. Оказание практической помощи образовательным учреждениям в подготовке учащихся к военной службе в рамках Программы представляет собой:
- реализацию новых форм военно-патриотического воспитания учащихся и их подготовка к военной службе, ориентированная на службу в составе Сил специальных операций (ССО) России; 
- проведение занятий по стрелковой и тактической подготовке для старшеклассников и студентов;
- организация и проведение лекций, военно-полевых сборов, курсов, военно-спортивных соревнований и сценарных спортивно-тактических игр для учащихся профильных (военных) классов общеобразовательных школ и студентов колледжей; 
- оказание помощи во внеклассной работе и организации учебных сборов;
- организацию курсов и семинаров для руководителей военно-патриотических клубов, преподавателей ОБЖ, учителей физкультуры по реализации Программы в области патриотического, физического воспитания учащихся и подготовки их к военной службе.

5.3. Подготовка курсантов и представителей военно-патриотических объединений по профилю «разведчик» для клубов и организаций, ориентирующихся на подготовку к службе в армии в составе Воздушно-десантных войск (ВДВ), морской пехоты, спецназа МВД и других силовых структур России.

5.4. Подготовка инструкторов «Школы подготовки разведчиков» для дальнейшего развития Программы на территории Приморского края и других субъектов Российской Федерации.

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

* ПРОГРАММА ПЕРВОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ "НОВОБРАНЕЦ"
* ПРОГРАММА ВТОРОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ "УЧЕБКА"
* ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ "СПЕЦНАЗ"
* ПРОГРАММА ЧЕТВЕРТОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ "ШКОЛА МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ"

7. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ

8.1. После окончания периода основной практической работы дальнейшую работу по реализации Программы будет вести Штаб по подготовке граждан к военной службе, структурные подразделения ПРДЮОВПО "Спецназ", клубы и объединения военно-патриотической направленности.

***

Комплексная программа по военно-патриотическому воспитанию и подготовки граждан к военной службе "Школа подготовки разведчиков", начиная с 2002 года была опробована на различных категориях допризывной молодёжи и в 2015 году была принята к реализации, в данном виде.

Вернуться назад