Ушу
Регистрация Войти
Вход на сайт
Спецназ

Ушу

4-01-2017, 13:49
Просмотров: 4 178
Реклама:

  УШУКитайское слово ушу состоит из двух иероглифов у и шу, и традиционно переводится как «воинское искусство».Таким образом, общий смысл слова ушу можно понимать как «умение остановить использование оружия», то есть акцент здесь делается именно на прекращении поединка, агрессии, войны. Это означает, что китайские боевые искусства были созданы для того, чтобы останавливать насилие, а не начинать его. Отсюда следует и глубокая связь ушу с китайской философией, ибо только человек, обладающий высокой воинской моралью удэ, мог достичь высшего мастерства гунфу.

В 60-е годы на Западе любое китайское боевое искусство называли кунг-фу и понимали под этим исключительно навыки рукопашного боя. В действительности же китайское слово гун означает усиленная работа, а фувремя. Гунфу (или, как часто произносят, кунг-фу)- это слово может означать как обучение боевым искусствам, так и игре на фортепиано, рисованию, или решение любой другой трудной задачи, требующей времени и терпения.

За многовековую историю китайских боевых искусств было создано несколько тысяч различных школ и стилей ушу. Помочь разобраться в таком многообразии может изучение общих принципов, по которым конкретный стиль классифицируют как внешний или внутренний, северный или южный, жесткий или мягкий.


Термин "Ушу" существует с начала XX века, раньше использовались термины "цзицзи", "цзи-цяо", "цзиюн", "цюаньшу", "цюаньюн" которые переводятся, соответственно, как "техника ударов", "техническое искусство", "герой техники, "кулачная техника", "кулачные герои". Последнее из этих названий (цюаньюн) - самое древнее, оно упоминается в "Книге песен" - "Шицзин", датируемой XI-XII веками до нашей эры. Ушу включает работу без оружия (туйшоу) и работу с оружием (дайсе). То и другое существует в виде отдельных упражнений, технических комплексов (таолу) и произвольных упражнений. Тренируются в одиночку, парами, группами. Самозащита без оружия (фаншэнь) и спортивные контактные поединки "саньда".

Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в каждом уезде Китая, часто в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант стиля Ушу. Наиболее известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по другим - 80. Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово "кулак" (цюань), а также ряд признаков: место создания (южный, северный, шаолиньский); сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, когти орла, богомола, журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя создателя школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун). Но бывают и характерные для китайцев образные названия стилей ("Цветок сливы", "Красный кулак").Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ Ушу. Например, считалось, что родоначальником стиля "Обезьяны" (Хоу-цюань) был сам царь обезьян. Появление стиля "Направленная воля" (Синь-И-цюань) традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде, знаменитый стиль "Пьяницы" был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой - знаменитым поэтом Ли Бо, а стиль "Потерянный след", или "Лабиринт", - бывшим воспитанником Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности у мастеров Ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь.

Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то же время существовали три крупных центра Ушу, каждый из которых имел особенные, только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных направлений традиционного (или народного) Ушу: шаолиньского, уданского и эмейского.

Уданское направление Ушу

Уданское направление сформировалось на базе религиозно-философского учения даосизма, связанного с постижением человеком его "дао", то есть Пути. Даосизм, основываясь на учении о двух началах инь-ян и пяти первоэлементах, стремился достичь их равновесия, что давало человеку путь к бессмертию. За два тысячелетия даосские монахи, исходя из "Книги перемен", создали сложную систему оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах, творимых подвижниками дао, об их умении летать, вызывать землетрясения, повелевать громом.

Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе дыхательные упражнения, оздоровительные и военно-прикладные дисциплины, а также строжайшую диету.

Создавая комплексы (техники) Ушу, даосы стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были неразрывно связаны с дыхательными. Желая постичь секрет долголетия, монахи пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, живших дольше человека. Чтобы воссоздать их ритм дыхания, приходилось принимать сложные позы, которые, превратившись из статичных в подвижные, легли в основу так называемых "звериных" стилей, характерных для всех направлений Ушу.

Первый из дошедших до нас трактатов Ушу уданского направления был написан в III в. лекарем-даосом Хуа То, назывался он "Игры пяти зверей". Его автор еще при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен. Хуа То писал: "У меня есть своя система упражнений... В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путем напряжения".

Дальнейшее развитие эта система получила в даосской секте "Высшей чистоты". В крупном даосском центре в горах Удан-шань в провинции Хубей произошло формирование уданского направления как методики достижения здоровья и долголетия путем психомедитативного проведения энергии "ци" по 12 каналам внутри тела; дыхательных, психофизических упражнений на основе звериной техники; сексуальной практики; диетологии.

Считается, что мягкие стили, отличающие уданское направление, зародились в III-V веках, а становление их произошло в IX-XIII вв. - блестящем периоде китайской истории.

Почему же уданский стиль Ушу называют мягким? Все его школы (Тайцзи-цюань, Багуа-чюань, Синь-И-цюань и др.) стремились привести человека в состояние естественности, единства с окружающим миром. А тот, кто совершал или провоцировал нападение, нарушал это единство и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель. Отсюда приоритет обороны, но даже она почти лишена элементов агрессии.

Основные принципы всех мягких стилей уданского направления сводятся к следующему.
  • Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга дижений.

  • Плавность и округлость движений.

  • Своевременное расслабление, позволяющее "двигаться, будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже". Все тело должно быть подобно мягкому шлангу, наполненному энергией.

  • Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - это внешнее движение, а контроль над дыханием, разумом и волей - внутреннее.

  • Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают предельную жесткость в момент удара или блока. "Корень сокровенной пружины произрастает из сердца" - такая фраза неоднократно встречается в уданском Ушу. Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.

Движения эти, сгруппированные в строгой последовательности по нарастанию их сложности, известны под названием "тао". В Древнем Китае считалось, что первые тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, "перед тем как исчезнуть", передала их людям как путь физического и духовного совершенствования.

Для "тао" всех школ характерны чередование мягкости и жесткости, расслабления и концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии. Обязательным требованием является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение. Как правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало воспроизводить с точностью до малейших деталей. Объяснялось это тем, что их разработчики - основатели школ или прославленные мастера - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами тао - средством к единению с Космосом, к пробуждению и концентрации жизненной энергии.

Схемы движений в тао воспроизводят священные геометрические фигуры-символы: квадрат, круг, спираль. Даже количество движений соответствует "магическим" числам. Все тао различных школ уданского Ушу прямо связаны с теорией 8 триграмм и 64 гексаграмм "Книги перемен". Каждое движение в них несет философский смысл и магическую символику. Например, тао звериных стилей призваны даровать могущество, стремительность, бесстрашие и неуязвимость. А выполняющий их находится под покровительством того божественного животного, чьи движения он воспроизводит.

В уданском Ушу часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающего Твердое и Сильное. На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения.
Более двух тысячелетий тому назад Ле-цзы написал:
"В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают... Идущему впереди тех, кто слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность... хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости".

Шаолиньское направлением в Ушу

Другим крупным направлением в Ушу является Шаолиньское (Шаолинь-пай), включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. До наших дней дошло предание о том, как появился боевой стиль Шаолинь.

В 520 г. небольшая группа приверженцев буддизма отплыла из Индии к берегам Китая, чтобы наставить на путь истины властителей Поднебесной. В их числе был двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма, основатель широко известной на Востоке секты Дхьяна.
Бодхидхарма был третьим по старшинству сыном индийского раджи Сугандха, принадлежащего к касте брахманов. Полученное им образование соответствовало его высокому положению: он изучал традиционные воинские искусства, древние Веды, буддийские сутры. Особенно его привлекала теософия, учение о единении человеческой души с божеством. Чтобы узнать сокровенные истины буддизма, Бодхидхарма вступил в секту йога-чара, а затем основал свою собственную. Однажды, узнав о трудностях приверженцев буддизма в Китае, он решил отправиться в эту страну.Однако к моменту прибытия Бодхидхармы и его сподвижников буддизм в Китае переживал далеко не худшие времена. Около 50 монастырей и 30 тысяч буддийских храмов распространяли через своих послушников чужеземную религию. Сразу же по прибытии Бодхидхарма добился аудиенции у правителя царства Северный Вэй. О чем они беседовали, неизвестно, но только после этого разговора Бодхидхарма отказался от своих планов изменения религиозной жизни Китая и удалился в небольшой монастырь Шаолинь, расположенный на окраине этого царства в провинции Хэнань.Здесь он, чтобы познать истину, девять лет провел в полном одиночестве в горном гроте, молясь и медитируя. После этого он стал усердно проповедовать Чань ("чань" по-китайски то же самое, что "дхьяна" на санскрите - "медитация"). Это учение, являясь разновидностью буддизма, ставило во главу угла укрепление тела и духа во имя постижения вечных истин. Вот почему Бодхидхарма начал проповедовать Чань с преподавания Ушу, упорной физической тренировки тела как "вместилища духа".

От Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие, в конце концов, 72 воинских искусства.

В древнем трактате говорится:
"В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусств. Восемнадцать из них - трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются методы владения оружием. Остальные посвящены владению Ци, упражнениям на твердость и мягкость, приемам захватов..." Шаолиньские упражнения, развивая кости и суставы, способствовали укреплению всего организма. Овладевший ими человек мог наносить удары любой частью тела.

Наследие Бодхидхармы развивали его последователи. Особое место занимает среди них мастер Цзюэ Юань, живший во второй половине XIV века. Это был блестяще и разносторонне образованный человек. Увлечение философией победило все остальные привязанности, и он удалился в монастырь Шаолинь, чтобы полностью посвятить себя изучению проблемы единства духа и тела.

Будучи искусным фехтовальщиком, он не только овладел основной школой шаолиньского Ушу, но и усовершенствовал ее. Цзюэ Юань разработал комбинации видов обороны - "72 шаолиньских приема захватов и освобождений". Позднее они вошли в арсенал почти всех школ Ушу, но под разными названиями. Вот лишь некоторые из них: "Секреты шаолиньских захватов", "Искусство боевых замков", "72 тайных захвата", "Искусство разрыва связок и сухожилий", "Коварная или дьявольская рука".

Эти 72 приема были основаны на точном знании анатомии, на законах биомеханики и ориентированы на болевые точки. Еще раньше мастера Ушу открыли, что из нескольких сотен акупунктурных точек, имеющихся у человека, 108 могут при давлении на них усилить либо ослабить удар или захват. В их число входят 36 точек, поражая которые в соответствующее время и с определенной силой можно убить человека. Кроме того, имеются точки, воздействуя на которые мастеру Ушу нетрудно вызвать приток или резкий отток энергии, вплоть до обморока, шока, удушья, припадка. Из Китая искусство 72 захватов пришло в Японию и трансформировалось в боевом единоборстве Айки-дзюцу.

Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов на основе стилей "Тигра", "Дракона", "Леопарда", "Змеи", "Журавля".
• Стиль "Тигра" как наиболее жесткий и силовой использует в основном энергию разрывания.
• В стиле "Дракона" сила не играет главной роли, в нем доминирует протекание энергии в виде волны из головы в ноги, умение одновременно действовать всеми частями тела, что предполагает наличие у человека безукоризненного вестибулярного аппарата.
• Стиль "Леопарда" основан на умении, накапливать упругую силу, и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке особое внимание уделяется нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция делает его наиболее опасным.
• Стилю "Змеи" присущи низкие перетекающие движения, смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного расслабления. Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг противника, душить его, сжимая кольцом, или поражать точным ударом в уязвимое место.
• Стиль "Журавля" характеризуется особой выносливостью, равновесием, великолепной растяжкой. При подготовке особое внимание уделяется работе ног в различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.

Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими, они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее соответствовал их психофизическим особенностям.

Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или саблей...

На базе шаолиньского Ушу оформились и развились самые различные стили. Например, школа "Обезьяны" синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе. Обилие акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз и головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из искуснейших в Ушу. Сложной акробатикой наполнены стили "Пьяницы", "Катающегося по земле", "Мицзун". Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед, прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах, падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене психофизических состояний.

В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи участия не принимали. И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство монахов погибло. Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта Ушу.

Пять больших южных школ Ушу названы именами основавших их мастеров-монахов из Шаолиня.

Эмейское направление Ушу

Третье направление в народном Ушу - эмейское. Оно получило свое название от Эмейских гор, находящихся в провинции Сычуань. Здесь было много как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое.

Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые объединили в себе как северные, так и южные школы Ушу.

К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах Ушу.

Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу "Волшебная нога". Основатель одного из трех знаменитых стилей "Красного кулака" взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году открыли школу "Красного кулака". После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в "Красный кулак" технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу Ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать Ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию этого стиля никакого отношения.

Стиль Ду-мэнь связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании "естественности для нахождения равновесия и баланса". Для этого использовались десять способов подхода к противнику и техника "8 захватов и болевых замков".

Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев. В нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями, сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.

Система бросков в Ду-мэнь отличалась от других стилей. Используя силу скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на болевую точку, затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип используется в Айкидо. Для ухода от бросков была разработана система освобождений, аналогичная тао "72 шаолиньских захвата и освобождения".

Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких параллельных действий - захвата, работы ног, нажатия на болевую точку - требовал совершенного психофизического аппарата.

Две другие большие и четыре малые эмейские школы либо не сохранились, или трансформировались в другие стили.

Традиционное Ушу и Спортивное Ушу

Время меняет самое незыблемое, сколь прочным оно ни казалось. Почти ушло в прошлое понимание Ушу как "Пути". Сегодня оно представляет собой огромный конгломерат направлений, стилей и школ, не имеющий общей терминологии и методики преподавания систем. Отошло на второй план и понятие Ушу как воинского искусства. Вперед выдвинулось Ушу как спорт.

В китайской энциклопедии так дано определение современному Ушу: "...является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат в своем арсенале удары ногами, руками, броски, захваты, падения, выпады, прыжки, а также колющие и рубящие действия".

Однако спорт, по определению, боевым искусством не является. Поэтому многочисленные поклонники традиционного Ушу (особенно в китайских деревнях и за пределами КНР) полностью отвергают современное "официальное" Ушу и противопоставляют ему "народное".

Тогда, когда Ушу еще было искусством боя и искусством жизни, обучение в монастырских и светских школах занимало в среднем пятнадцать лет. Первые пять лет отрабатывались культура движений, базовая техника, основные удары и блоки, закалялись дух и тело ученика. Последующие пять лет посвящались закреплению приемов и их комбинаций, овладению стратегией и тактикой боя, работе с различными видами оружия, единоборствам с вооруженным противником. Третья пятилетка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и изучение тайных традиций школы - наиболее сложных приемов, экстрасенсорных навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т.д.

Человек, это порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов, рассматривался в системе подготовки Ушу комплексно. Развитие психических и физических способностей занимающихся непременно соотносилось с особенностями внешней среды и с теми изменениями, которые могут вызвать в организме ученика все колебания окружающего мира.

Система воспитания базировалась на овладении в совершенстве тремя основами Ушу:
осмысленным движением и позами;
правильным дыханием;
особым состоянием ума.

Причем в ходе занятий 85% времени отводилось психофизической подготовке и лишь 15% физическому тренажу, который включал в себя отработку базовой техники (стойки, позы, шаги, перемещения); падений, подкатов, прыжков и ударов в прыжке; ударов руками и ногами; захватов и освобождений от них; многочисленных комплексов упражнений, в их числе звериных, основанных на имитации движений животных и птиц. Кроме того, учеников обучали технике фехтования с оружием, обороне от нападения вооруженного противника.

Если, несмотря на всю насыщенность, физическая подготовка не содержит в себе особого секрета, то занятия по развитию и становлению психофизического аппарата менее известны.

Одним из важнейших в системе такого обучения считался раздел работа со стихиями (первоэлементами). Осваивая специальные комплексы, ученик не только приучался видеть все жизненные процессы через призму пяти стихий и полярных сил инь-ян, но и приобретал способность адекватно реагировать на усиление жары или холода, бороться в воде и на скользком льду, лазить по скалам и прыгать по деревьям.

По принципу пяти первоэлементов классифицировались виды кулачного боя и оружия: оборонного, наступательного, колющего, режущего, рубящего, дробящего, обвивающего и т.д. Зная принцип, владея арсеналом школы, ее тактикой и стратегией, можно было противопоставить действию противника оптимальное противодействие, подобно тому, как огонь плавит металл, а вода тушит огонь. Об ученике, овладевшем методикой работы со стихиями, говорили, что в его Ушу есть гунфу. "Тому, кто не замыкается в себе, формы и вещи сами становятся понятны. Движения такого человека естественны, как течение воды, его покой чист, как зеркало, его ответ быстр, как эхо" - так высоко в древности ценили это умение.

В чем же конкретно заключались упражнения в работе со стихиями?

• Дерево. Работа с этим элементом включает в себя статические упражнения типа: обнять дерево, смотреть на листву, кору, висеть или подтягиваться на ветке. Динамические упражнения: лазать по деревьям, ударять по стволу, пробивать и раскалывать доски, ходить на ходулях. Сюда входили комплексы упражнений с палками, копьями и т.п.

• Огонь. Работа строится на изучении свойств огня и умении пользоваться его энергией. На первом этапе преобладают упражнения по привыканию к этой стихии. Например, прыжки через огонь, хождение по горящим углям, тушение огня руками, держание горящего огня в ладонях, глотание огня, обжигание различных частей тела.

На втором этапе происходит развитие ударной техники: гашение пламени свечи ударами рук, ног и т.п.

• Земля. Работа по освоению этой стихии основана на упражнениях по укреплению кожного покрова тела: кувырки, ползание, падения, подкаты на различных видах земного грунта. Для того чтобы ученик смог чувствовать землю, его закапывали в нее по колено, по грудь или целиком. Сюда же относятся проверочные упражнения-тесты по разбиванию кирпичей, рубке булыжников, черепицы, каменных блоков.

• Металл. Разучивание упражнений, аналогичных различным свойствам металлов, таким, как жесткость, упругость, проникаемость, концентрация, рубк , аКрасного кулакаа, резание, сверление. Кроме того, вырабатывалось умение преодолевать препятствия из металла в виде ножей, сабель, гвоздей, решеток и т.п.

• Вода. Ученик должен познать эту стихию в трех ее состояниях: кипящая вода (пар), холодная вода и лед, а также уметь использовать воду как средство массажа и закаливания. Цель работы с э/spanтаотим элементом - научиться действиям в иной среде, регулировать дыхание под водой, легко выдерживать перепады температур. Сюда же относятся упражнения Цветок сливы по разбиванию плавающих в воде досок, ледяных глыб.

Для работы со стихиями существует особая техника, известная под названием "упражнение цигун" (ци - энергия, гун - работа). По сути, это различные способы тренировки психики и сознания (см. статью Цигун боевой). В древнекитайских трактатах изложены основные правила боевых единоборств Ушу. Написаны они образным, удивительно поэтичным языком, но мы ограничимся лишь краткой характеристикой этого своеобразного свода техники Ушу:

4 способа
Под этим подразумеваются следующие способы ведения боя - удары руками и ногами; броски; захваты и освобождения от захватов.

12 принципов
Согласно им движения тела, рук и ног должны быть: мощными, как волна, твердыми, как гора, тяжелыми, как чугун, легкими, как падающий осенний листок, быстрыми, как порыв ветра, медленными, как парящий в воздухе орел. Подниматься нужно, подобно обезьяне, а опускаться подобно сороке, стоять на одной ноге уверенно, как петух, а на двух - устойчиво, как раскидистая сосна, глубоко пустившая корни в землю и способная противостоять могучему урагану.

8 требований
Кулаки должны быть стремительными, как падающие метеориты; глаза - быстрыми, как молнии; поясница - гибкой, как змея; стойка - прочной, стоять, словно ноги вросли в землю; энергия должна бить ключом; дыхание должно быть глубоким; сила - целенаправленной; мастерство - совершенным.

6 соответствий
Движение может осуществляться видимым способом и внутренним (в воображении). Основное требование к занимающимся: "все тело - это одна семья". Другими словами, за движением верхней части тела обязательно должно следовать движение его нижней части. Причем производятся они в следующем порядке:
а) плечи - бедра;
б) локти - колени;
в) кисти - стопы.

Одновременно с внешним движением происходит внутреннее движение в соответствии со следующей схемой связи:
а) сердце - мысль;
б) мысль - энергия;
в) энергия - сила.

А соединение внутреннего и внешнего движения дает в итоге шесть соответствий, что приводит к осмысленному одухотворенному движению мастера.

Три звена
В древних комплексах боевых искусств принято деление тела и его составных частей на три части:
тело: руки - верхнее звено ("верхушка") отождествлено с Небом; туловище является средним звеном ("Сердцевина"); ноги - нижнее звено ("корень") соответствует Земле;
руки - кисть, локоть, плечо;
туловище - голова, сердце, область даньтянь (расположена чуть ниже пупка);
ноги - стопа, колено, бедро.

Все звенья связаны между собой. В движении это выражается следующим образом. "Верхушка" увлекает за собой "сердцевину", за ними следует "корень". Другими словами, сначала мысль, затем энергия и лишь потом ноги, то есть само действие.

Метафизичность Ушу

Пять стихий и пять органов

Все без исключения школы Ушу создавали боевые единоборства на основе системы соответствий пяти мировых первоэлементов (стихий) пяти внутренним и пяти внешним органам человека.

Четыре представителя
С помощью этого правила достаточно нескольких минут, чтобы по четырем внешним признакам определить состояние организма, степень его готовности к большим физическим нагрузкам. Согласно учению волосы представляют кровь. Если они тусклые и ломкие, то кровь требует очистки. Ногти - показатель связок и сухожилий. Если первые крошащиеся и ломкие, тогда и вторые не в лучшем состоянии. Точно так же зубы - отражение состояния костей. Язык же может дать представление о мышцах. Если он ослаблен и у человека нечеткая речь, - значит, мышцы следует укрепить.

8 способов движения тела
При всем многообразии приемов в Ушу существует только восемь способов движения: поднимание - опускание; наступление - отступление; опрокидывание - уворачивание; сжатие - распрямление. Причем делать их надо по следующим правилам: подниматься нужно, двигаясь поперек, а опускаться - вдоль; наступать на соперника надо низко, а отступать - в высоких стойках; опрокидываться на землю следует в случае, если защищаешь спину, а уворачиваться влево и вправо - если защищаешь бока; сжиматься перед прыжком нужно, как кошка в засаде, тогда он получится молниеносным и легким, а распрямляться - с мощностью прыгающего тигра.

Три качества
Занимающемуся Ушу нужно вырабатывать зоркость глаз, умение различать детали; чуткость ушей, способность слышать малейшие звуки; отвагу сердца, страх появляется от неизвестности или от незнания. Если глаза и уши вовремя не реагируют, а сердце не освобождается от страха, то трудно избежать ошибок.

Высшее мастерство
Этот пункт описывается древними мастерами в образах и понятиях, характерных для их времени и для людей, занимающихся Ушу для реализации самого себя:

"Тигр выпускает когти, не думая о них, но жертва не может скрыться". Иными словами, следует все делать в полную силу, с полной отдачей.

"Дракон использует силу, не замечая ее, однако гора не может устоять". Это понимать нужно так: истинное мастерство не должно быть видно, все движения следует выполнять легко, естественно, красиво, как бы играючи, но внутренняя энергия должна быть мощной и несокрушимой.

"Направь свою волю на постижение пути, придерживайся принципов морали, поступай в соответствии с принципом человеколюбия, упражняйся в искусствах". Неплохо было бы, если этим заветом древних руководствовались люди и в наше время.

8 принципов ведения боя
Почетное место в Ушу отводилось тактике. В этой области также существовали свои правила и соответствующие им понятия.
• Следование - сопровождение контратакой действий противника.
• Давление - нанесение серии ударов за короткий промежуток времени.
• Обман - использование уверток, финтов, уклонов. Каждый удар должен быть неожиданным для противника, надо показывать вверх, а бить вниз; повернувшись влево, уйти вправо.
• Отскок - резкий уход в сторону, за спину противника.
• Опережение - внимательно наблюдая за внешним обликом противника и разгадав его намерение перейти к атаке, надо предотвратить ее опережающим ударом, криком, финтом или подобными действиями.
• Ускользание - нападение на противника только сзади или сбоку, но ни в коем случае не в лоб.
• Удар - использование основных способов атаки в комплексе.
• Соизмерение - определение соотношения двух противоположных начал в тактике боя. Чтобы это было понятнее, объясним на примере. Если атакующий применяет "рубящие" удары, а им соответствует первоэлемент металл, то нужно отвечать "пушечными" ударами, которым соответствует огонь. Как огонь плавит металл, так и победа ждет избравшего верный ответный удар.

Все эти основные правила техники воинского искусства используются и сегодня при обучении в школах Ушу традиционной ориентации.

К сожалению, в современных школах Ушу спортивного направления основное внимание уделяется отработке техники, а то, что явилось плодом духовных исканий многих поколений великих мастеров Ушу, попросту отброшено. И хотя сохранились кое-какие ритуалы, атрибутика, сам характер обучения резко изменился. Идея гармонического самосовершенствования уступила место духу самоутверждения. Принципы поиска Пути преданы забвению во имя результатов. На первое место вышло техническое совершенство, не содержащее в своей основе ровным счетом ничего, кроме перечня стандартов и правил.

Современные спортивные направления Ушу

В 50-х годах нашего столетия в Китае была введена единая терминология и базовая техника. Так появилось спортивное направление Ушу "Длинный кулак" (Чань-цюань). Это же название часто можно встретить в древнем китайском Ушу, однако не следует его путать с современным спортивным стилем.

Созданный в XX в. "Длинный кулак" составлен из движений родственных стилей по принципу зрелищности и пользы для основных групп мышц и связок. Он включает в себя элементы 12 стилей: Чжа-цюань, Хуа-цюань, Шаолинь-цюань, Хао-цюань, Хуа-цюань (существует несколько стилей Хуа), Тантуй, Дитан, Фанцзи, Чоцзя, Ми-цзун, Бацзи, Пигуа.

Таким же путем шло создание современного направления "Южный кулак" (Нан-цюань), куда вошли стили южного направления Ушу.

Третью группу Тайцзи составили стили этого направления.

Общая терминология и методика преподавания позволили занимающимся одновременно изучать несколько стилей за сравнительно сжатые сроки. Однако если в традиционном искусстве Ушу ставка делалась на индивидуальные особенности занимающегося, то в спортивном требуется точное выполнение нормативов, что приводит к росту физического совершенства в ущерб комплексной системе. В настоящее время все движения сгруппированы по степени сложности. Поэтому занимающийся, не способный по какой-либо причине выполнить один трудный элемент, не может двигаться дальше в спортивном Ушу.

Спортивные направления Ушу предусматривают выполнение индивидуальных комплексов, групповых упражнений (в парах, втроем), многоборье и вольный стиль Саньда или Сань-шоу.

В свою очередь, индивидуальные комплексы подразделяются на упражнения без предметов (в стиле различных "кулаков"), с короткими предметами (меч, сабля) и с длинными предметами (палка, копье). Трехзвенная и многозвенная палки, цепь, парная сабля, алебарда и другие виды китайского оружия (всего их 18) также используются при выполнении упражнений. К индивидуальным комплексам относится также один вид упражнений в парах: сталкивание с места, требующее умения свести на нет усилия партнера, и своими действиями столкнуть его с места.

Комплексы (тао) упражнений без предметов содержат ряд трудных элементов: например, различные виды прыжков с ударом рукой по стопе без поворота и с поворотом на 180° и на 360°; приземление после прыжков в шпагат или падение на бок; прыжок с махом ноги и с поворотом плеча назад на 360°; "бедуинское" колесо; маховое сальто вперед; подъем разгибом и чисто акробатические движения (рондат, фляк, сальто). Чтобы получить младший спортивный разряд, надо выполнить тао за 1 минуту 20 секунд, а для высшего - за 1 минуту.

Комплексы упражнений с предметом выполняются за 40 секунд. Помимо перечисленных выше элементов, в тао с предметами включаются уколы, вращения, крутки, обмахивания, обводки, рубки, переброски, подкидывания, выпады, удары о землю, то есть упражнения, характерные для действий с оружием.

В групповых упражнениях, которые называются "обусловленный спарринг" (дуэлянь), применяются как атакующие, так и защитные приемы.

В многоборье входят шесть видов упражнений: два в стиле одной из популярных школ, три с разными предметами (с короткими, длинными) и упражнения с соперником (вдвоем, втроем, при разном сочетании видов предметов).

Участвующие в соревнованиях в вольном силе Саньда (Сань-шоу) распределяются по девяти весовым категориям (от 48 кг до 80 кг и свыше). Против соперника разрешается применять удары руками и ногами, захваты, броски, подсечки, удары по туловищу, голове. Запрещается бить соперника коленом, локтем, применять болевые приемы на суставах, ударять в опасные для жизни места и наносить удары при наклоне партнера. Поединок в вольном стиле ведется без обуви. В экипировку спортсменов входят шлемы, боксерские перчатки, твердые жилеты, раковина, щитки на голень.

На соревнованиях во всех видах комплексов ценятся точность движений, их выразительность, чистота следования стилю, характерному для данного тао. Серия быстрых движений на мгновение прерывается паузой с фиксацией определенной позы или стойки. В соревнованиях участвуют и мужчины, и женщины, но смешанные поединки запрещены.

Наиболее известные стили Ушу

Багуа-цюань - стиль "восьми триграмм". Одна из наиболее распространенных гимнастик внутреннего направления (нэйцзя). Обычно сначала изучают гимнастику архата "Шиба лохань шоу" (18 рук архата), созданную Бодхидхармой для укрепления организма, и пушечные удары "Паочуй", идущие от монаха Пу Чжао из Шаолиня. Потом осваивают работу открытыми ладонями (Чжанфа). При хождении по кругу используют два вида шагов: разворачивающийся шаг Байбу и сворачивающийся Коубу.

Байхэ-цюань - стиль "белый журавль". Распространена в провинции Гуандун, в Гонконге, Сингапуре, среди этнических китайцев в Юго-Восточной Азии, на Тайване. Движения простые, но быстрые. По одной версии, ее создал Ся Кэли в горах Эмэйшань и оттуда принес в Гуандун. По другой - источник там же, но принес Ли Чжуцзы.

Бацзи-цюань - стиль "восемь сторон света". Содержит 8 способов атак на обороняющегося - "вскрытие ворот с восьми сторон" - Каймэнь. Поэтому ее называют также Каймэнь Бацзи-цюань. По одной версии, эту гимнастику создал Чжу Юаньчжан. По другой версии - она разработана в Юэшаньском монастыре, поэтому есть и такое название: Юэшаньские 8 пределов - Юэшань Ба-цзи.

Баймэй-цюань - стиль "белые брови". Относится к южному кулаку Нань-цюань. Создателем считается даос Белые Брови (Бай Мэй) с горы Эмэйшань. Жесткая, резкая, интенсивная. Распространена в Гуанчжоу.

Бай-Юань Тунбэй-цюань - стиль "прохождение спины" Белой Обезьяны (Бай Юаня). Включает 24 позиции. Распространена в Пекине. Уделяют внимание "забиванию свай" (дучжуан).

Вайцзя-цюань - "гимнастика внешнего направления". Все те стили Ушу, где главное - движение и мышечные усилия. "Внешняя техника" означает: наступать и отступать, изгибать и выпрямлять, поднимать и опускать, наклонять и отклонять.

Дитан-цюань - техника "лежа на земле". Специально тренируют падения, перекаты, чтобы, притворившись побежденным, из поражения извлекать победу.

Дуаньда-цюань - борьба короткого удара (кулака). Распространена в провинции Хэбэй. Включает комплексы с оружием. Древний вид, один из немногих, до сих пор сохранивший выраженную прикладную направленность.

Думэнь-цюань - стиль "школы заваливания". Слово "ду" означает "завалить, пресечь, убить". Много захватов и падений. В XVIII веке пришла из Цзянси в Сычуань.

Жоу-цюань - техника "мягкий кулак". Известна также под названием "кулак великой скорби" (Дабэй-цюань) и "кулак совершенного в великой скорби (Дабэй Толони-цюань). Это способ динамической медитации тайной буддийской секты Мицзун (другое название - "секта истинного слова" - Чжэньяньцзун).

И-цюань - борьба "мысли" (другое название - "Руководство сердцем и мыслью в гимнастике больших свершений"). Не имеет установленных комплексов: сознание должно произвольно управлять движениями, откуда название. Создал Ван Сяньчжай на рубеже XIX- XX веков. Большое значение придают "стоянию столбом" (чжаньчжуан).

Инмэнь Нан-цюань - "южный кулак жесткие ворота" (ворота - в смысле учение, школа). Жесткая силовая система, имеет несколько вариантов: семьи Ма (Мацзя), семьи Хоу (Хоуцзя) и др. Распространена в провинции Цзянси.

Кунмэнь-цюань - стиль "школы Куна" (другое название "Хубэй Кунмэнь-цюань"), т.е. из провинции Хубэй, где она распространена. Основана на подражании животным и птицам, содержит много падений и перекатов.

Куньлунь-цюань - техника из Куяьдуна (горного района на юге Китая). Быстрый и энергичный стиль, сочетающий атаки и защиты. Ему более 200 лет. Распространен в провинциях Гуан-дун и Хэнань. Создателем считается Дадао Ван-у.

Кэцзя-цюань - техника семьи Кэ. Это общее название для стилей кланов Дяо, Лю, Ню, Чжу, Юэ. Относится к Нань-цюань, распространена в Гуандуне. Движения изменчивые, много переворотов и поворотов, главный принцип - оборона.

Лицзя-цюань - техника семьи Ли. Основателем считается Ли Шикай из Шаолиня, распространена в Гуандуне. Часто, использует ладони, считая, что "одна ладонь победит три кулака".

Лунчжуан-цюань - стиль "драконов столб". Создатель Фэй Бачань из Шаолиня, XVII век. Изобилует поворотами, наклонами, изгибаньями. Другие названия: "истинный метод гимнастики дракона" (дун-цюань-чжэнфа) и "наследник престола гуляет в воротах дворца" (тайцзы ю гунмэнь).

Люхэ-цюань - стиль "шесть единений". Создана мастером работы с пикой Цзи Лунфэном в XVII веке. Имеет внутреннюю и внешнюю школы, южное и северное направление. Сочетает жесткое и мягкое, координацию рук и ног.

Мицзун-цюань – «искусство потерянного следа». Особое внимание уделяют работе с энергиями Ци, Цзин, Шэнь.

Мэйхуа-цюань - стиль "сливы". Полное название: "пять форм стволов и ветвей, сливовые столбы" (ган чжи у ши мэйхуа-чжуан). Распространена в провинции Хэбэй с времен династии Мин. Тренируются стоя на столбах.

Мэнху-цюань - техника "свирепый тигр". Кисти принимают форму тигровой лапы, в движениях и звуках подражают тигру. Из семьи "сян-син-цюань".

Мянь-цюань - стиль "ватный кулак". На движение противника рукой отвечают протягиванием кисти, отсюда название "продленная кисть" - "яныпоу". Еще называют "непрерывный ватный кулак" (ляньхуань мянь-цюань). Мягкий стиль, основная работа "13 великих сохранений" разделяется на позы стоя, в приседе, лежа.

Нань-цюань - "южный кулак", или "нань-пай" - "южная школа". Обычно так называют гимнастики Ушу, распространенные южнее реки Янцзы. Известно выражение "нань цюань бэй туй" (на юге кулак, на севере нога), означающее, что южные гимнастики делают акцент на работу рук, северные - на работу ног.

Нэйцзя-цюань - "гимнастика внутреннего направления". Те стили Ушу, в которых главное - "внутренняя работа" (нэйгун). К внутренней работе относятся: тренировка мысли (И), волевого усилия (Цзинь), жизненной энергии (Ци), духовной энергии (Шэнь). "Внутренняя техника" означает: делать пустым и полным, открытым и закрытым, жестким и податливым, изменять и восстанавливать, вдыхать и выдыхать.

Пигуа-цюань – Ураганный стиль или "рубящий кулак". Существует со времен династии Мин. Включает кулачную технику и работу с оружием.

Сань Хуан Паочуй-цюань - стиль "пушечный молот трех императоров" (т.е. Неба, Земли и Человека). Распространена в провинции Хэбэй и в районе Пекина.

Синь-И-цюань - "форма-мысль", или "сердце-мысль". Основателем считают полководца Юэ Фэя времен династии Сун. Включает работу "пяти стихий" (усин-цюань), "двенадцати форм" (шиэрсин-цюань), "работу пяти иероглифов" (бацзыгун) и другие комплексы упражнений. Один из наиболее известных стилей Ушу.

Сянсин-цюань - "образная форма" (или техника подражания жизни - "фан-шэн-цюань"). Построена на подражании животным и человеку. Основные стили: "кузнечик-богомол" (танлан-цюань), "змея" (шэ-ц.), "обезьяна" (хоу-ц.), "ястреб" (ин-ц.), "тигр" (ху-ц.), "пьяный кулак" (цзуй-цюань), "петух" (цзи-ц.), "утка" (я-ц.), "собака" (гоу-ц.). Включает комплексы с предметами: "пьяный меч", "пьяная палка", "палка обезьяны" и другие. Имеет региональные варианты, например, "Щаньдуньский черный тигр" и "Хэбэйский свирепый тигр".

Тайцзи-цюань - "великий предел". Отличается мягкостью, округлостью, замедленностью, равномерностью движений. Самый известный вид Ушу. Имеет ряд стилей: У, Сунь, Ян, Чэнь и другие, а также упрощенные современные комплексы "24" и "48".

Танлан-цюань - стиль "кузнечика-богомола". Основателем считается монах Ван Лан. Одна из наиболее известных гимнастик, с быстро сменяющимися движениями кулаков и яростными атаками. Существуют варианты: "богомол - 6 единении" (люхэ танлан) или, иначе, "мягкий богомол" (жуань танлан); "семизвездный богомол" (цисин танлан) или, иначе "богомол-архат" (лохань танлан); "сливовый богомол" (мэйхуа танлан).

Тесянь-цюань - стиль "железная нить", создал Те Цяосань из Гуандуна во времена династии Цин. Требуется сочетать жесткость (железо) и податливость (нить).

Тунби-цюань - стиль "пронизывающая рука". Существуют варианты: "пронизывающая рука белой обезьяны" (бай юань тунби), "пронизывающая рука пяти стихий" (усин тунби), "пронизывающая рука шести единении" (люхэ тунби) и др. Быстрый, подвижный стиль с акцентом на работу рук. Сначала тренируют "стояние столбом" (чжаньчжуан), потом отдельные позы и движения, потом осваивают комплексы.

Умэйхуа-цюань - стиль "пять цветков". Распространена на Тайване. Силовой стиль, включает работу с оружием.

Уцзу-цюань - техника "пяти патриархов". Создал Цай Юймин из провинции Фуцзянь на базе пяти других гимнастик: "белого журавля" (байхэ), "обезьяны" (хоу), "архата" (лохань), "великого предела" (тайцзи) и "достойного уважения" (дацзун). Резкая, интенсивная.

Удан-цюань - техника Уданских гор. Одно из больших направлений Ушу. Наиболее известны системы: "удан тайи усин цюань" (великое единство, пять стихий); "удан юймэнь-цюань" (рыбьи врата); "удан бачжа" (восемь изломов); "удан цзю гун шиба туй" (9 дворцов, 18 ног). Горы Удан находятся в провинции Хубэй, здесь расположены крупнейшие даосские монастыри.

У Сун Дуби-цюань - техника "независимая рука У Суна". Движения жесткие, широкие, быстрые, часто используется одна рука, много действий ногами.

У Сун То Као-цюань - техника "У Сун сбрасывает оковы". Тренируются в одиночку, вроем и впятером, подражая герою романа "Речные заводи" У Суну. Новый стиль Ушу - Уцзя-цюань - гимнастика семьи У, одна из 4-х знаменитых систем провинции Хунань. Построена на чередовании жесткого и мягкого.

Фохаиь-цюань - стиль "китайского буддиста". Распространена в провинциях Хэбэй, Хэ-нань, Шаньдун.

Фоцзя-цюань - стиль семьи Фо. Основал Фо Мэнь. Распространена в Гуанчжоу. Мягкое уступание сменяется жесткими контратаками.

Фуцзянь гоу-цюань - фуцзяньский стиль "собаки". Другие названия: Дигунфа, Дишу-цюаньфа. Имитирует движения собаки. Из семьи "сянсинь-цюань".

Хоу-цюань - стиль "обезьяны". Движения легкие, неопределенные, уклончивые, построены на подражании повадкам обезьяны. Из группы стилей "сянсин-цюань".

Ху Хэ Шуансинь-цюань - техника тигра и журавля. Создатель Линь Шижун. Принципы: малым побеждать больше, слабым - сильное, поперечным - прямое и т.д. Распространена в Гонконге, Макао, на острове Хайнань, в странах Южных морей среди хуацяо (этнических китайцев).

Хуамэнь-цюань - стиль школы Хуа. Распространена в провинции Сычуань, поэтому другое название - "сычуаньский южный кулак" (сычуань нань-цюань). Еще одно название - "школа постепенного запирания" (цаньбимэнь), где "запирание" означает захватывание рук противника. Еще этот стиль называют "кисть - большая медведица" (тяньганьшоу).

Хуа-цюань - стиль "цветка" (не путать с хуамэнь). Создана Тянь Фэнчи в XVIII веке. Распространена в провинциях Чжэцзян и Цзянсу. Имеет много комплексов, в т.ч. с оружием.

Хунмэнь-цюань - стиль школы Хуна, или "красный кулак" (хун означает "красный"). По другой версии, название идет от тайной организации Хунмэнь или Хунбан. Содержит стояние столбом (чжань-чжуан), тренировку энергии (ляньци), тренировку силы (ляньли).

Хунцзя-цюань - стиль семьи Хун. Основал Хун Сигуань. Распространена в провинциях Гуандун и Фуцзянь. На Западе известна как "хун гар".

Цайлифо-цюань - на Западе известна как Чойлифут. Создал Чэнь Хэн из провинции Гуандун в середине XIX века, объединив техники трех семей, которые он изучал.

Цайцзя-цюань - стиль семьи Цай, создатель которой - монах Цай Цай-фу. Делает ставку на внезапные удары. Распространена в Гуандуне и Фуцзяни.

Цзи-цюань - стиль "петуха" из семьи "сянсинь". Создана народностью туцзя в провинции Хунань. Движения головы, плеч, ягодиц, стоп, а также крик основаны на подражании воинственному петуху.

Цзоуцзя-цюань - стиль семьи Цзоу. Создал Цзоу Жохэн в провинции Юньнань, где она и распространена.

Цзуй-цюань - стиль "пьяный кулак" из семьи "сян-синь". Другое название: "Восемь пьяных мудрецов" (Ба Цзуй Сянь). Основана на имитации движений пьяного человека, включает работу с оружием. Популярный и широко известный стиль.

Цзымэнь-цюань - стиль школы Цзы (или "чжи"). Мягкий стиль, распространенный в Сычуань и Цзянси. Важное место занимает работа с энергией.

Цзюньти-цюань - "армейская" техника, т.е. содержащая удары, захваты, броски, болевые приемы и т.д. Современный "сборный" стиль.

Ча-цюань - стиль уйгура Чамира. Подражание дракону, тигру, змее, журавлю, обезьяне, с акцентом на атаки.

Чан-цюань - "длинный кулак". Во-первых, так называется древняя гимнастика, создание которой приписывают императору Тай Цзу, основателю династии Сун, правившему в 960-975 гг. Ее отличительная черта - длинные выпады при атаках, похожие на фехтовальные выпады с мечом в руке. Во-вторых, это современная гимнастика, разработанная в КНР специально для массовых занятий молодежи физическими упражнениями. Отличается значительным числом акробатических элементов, прикладного значения не имеет. В-третьих, к направлению "чан-цюань" (древнему) традиционно относят гимнастики, распространенные севернее реки Янцзы.

Чанцзя-цюань - стиль семьи Чан, созданная в XVIII веке. Много изменений положений корпуса, сочетание жесткого и мягкого. Составная часть - комплекс "24 кулака" (эршисы-цюань).

Чжуцзя цзяо-цюань - стиль семьи Чжу, распространена в провинции Гуандун. Удары кулаком и открытой рукой сочетаются с ударами стопой. Быстрые, резкие атаки.

Чоцзяо-цюань - стиль "тычки стопой". Создал Чжоу Тун, живший при династии Сун. Действуют руками "на 3 части", ногами - "на 7 частей", т.е. работа ног преобладает над работой рук. Другое название: "девять ветвей" (цзю чжицзы), т.к. имеет 9 комплексов.

Чуань-цюань - стиль "пронизывающий кулак". Другое название: "пронизывающий кулак Гуаня" (Гуань чуань-цюань), по имени древнего полководца. Движения несложные, удары рук и ног чередуются.

Шаолинь У Да Пай - пять больших шаолиньских школ: эмейская, уданская, фуцзяньская, гуандунская и хэнаньская. Последняя является ортодоксальной, все остальные развились из нее.

Шаолиньсы-цюань - техника монастыря Шаолинь. Крупное направление в Ушу, возникшее в монастыре Молодого Леса (Шаолинь), что в горах Суншань (провинция Хэнань). Включает много различных комплексов, в том числе с оружием. Среди популярных: "пять форм, восемь способов" (усин бафа-цюань), "кулак архата" (лохань-цюань), "пушечные удары" (пао-чуй-цюань), "крестообразный бой" (шицзы чжань-цюань), "меч Бохидхармы" (Дамо цзянь), "13 хватаний" (шисань чжуа), "большой бой" (дачжань-цюань), "объединенный бой" (хэчжань-цюань), и другие. Наряду с Тайцзи-цюань является самым известным в мире стилем Ушу.

Шэ-цюань - стиль "змеи". Движения главным образом мягкие, как бы обволакивающие противника, но в мягкости таится жесткость. Распространена в провинциях Гуандун, Фуцзянь, Чжэцзян. Из семьи "сянсинь".

Эмэй пай - Эмэйская школа Ушу. Включает 8 больших школ, распространенных в основном в провинции Сычуань, где расположены горы Эмэйшань. Одна из наиболее известных среди них - "12 эмэйских столбов" (эмэй шиэр чжуан).

Эрлан-цюань - стиль "двух мужчин". Появилась в XVII веке. Представляет парные упражнения партнеров (в том числе с оружием), тренирующихся только по каноническим образцам. Произвольная работа исключается.

Юнчунь-цюань - стиль "поющая весна" (по имени девушки, создавшей' этот стиль). За пределами Китая стиль известен под названием Вин-Чун.

Юэмэнь-цюань - стиль школы Юэ, распространенная в провинции Сычуань. Основателем считается (как и в двух следующих) полководец XII века Юэ Фэй.

Юэши Лянь-цюань - "непрерывная" техника Юэ Фэя. Другое название: "Восемь переворотов кистей" (ба фань шоу). Движения четкие, быстрые, передвижения по прямой.

Юэши Саньшоу-цюань - стиль "рассеянная кисть Юэ". Другое название: "Восемь переворотов кистей" (ба фань шоу). Движения четкие, быстрые, передвижения по прямой.

Юэши Саньшоу-цюань - стиль "рассеянная кисть Юэ". Интенсивные удары в произвольном порядке, без комплексов. Агрессивный атакующий стиль. Распространен на северо-западе КНР, в районе Пекина и в провинции Хэбэй.

Я-цюань - стиль "утки". Из семьи "сян-синь"; создал Лу Я во времена династии Мин в подражание уткам: переваливающиеся движения, выброс ног в приседе, одновременные удары рук и ног и т.д.


Рейтинг статьи:
  
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: